65.81
75.32
Большая Москва
Бизнес-Медиа
Большая Москва
Бизнес-Медиа
Большая Москва
Бизнес-Медиа
Большая Москва
Главная/Все новости/Общество/Владимир Косма: «Написать музыку к комедии сложнее всего»
Владимир Косма: «Написать музыку к комедии сложнее всего»
23.05.15 в 23:20
Фото: Сергей Зончев

Пожалуй,
большинство из нас вряд ли ответит на
вопрос, кто такой Владимир Косма. А вот
культовые ленты «Высокий блондин в
черном ботинке», «Дива», «Бум», «Студентка»,
«Игрушка», «Не упускай из виду», «Укол
зонтиком», «Невезучие», «Папаши», к
которым он написал неподражаемую музыку,
знают и любят все. Сегодня знаменитый
композитор, скрипач и дирижер Владимир
Косма впервые выступил в Москве – 25
ноября его концерт прошел в Государственном
Кремлевском дворце.

Творчество
Косма самобытно, разнопланово, этот
легендарный музыкант и аранжировщик –
автор более двухсот саундтреков к
фильмам. Ему подвластны любые жанры от
оперы, симфонии до джаза и знаменитого
французского шансона. Причем любую свою
музыкальную тему, «проверенную» на
кино- и телезрителях, он с легкостью
превращает в самостоятельные композиции,
продолжающие жить уже отдельной жизнью.
Свидетельством мирового признания и
абсолютно заслуженной любви поклонников
хорошей музыки стало огромное количество
золотых и платиновых дисков, Гран-при
Каннского фестиваля, два «Сезара» за
лучшую музыку для кино и еще множество
наград Владимира Косма.

Перед
концертом корреспонденту «Большой
Москвы» удалось встретиться с маэстро
и взять у него интервью.

Владимир,
в Москве вы выступите впервые. Но
российскиого зрителя вы немного узнали
во время выступления в Петербурге. Какие
остались впечатления?

– Да,
в Петербурге я выступал два года назад.
У вас удивительная публика, которая
понимала мою музыку сердцем и встречала
меня необыкновенно тепло. Узнавали на
улицах. Кроме традиционных цветов дарили
игрушки. И, представляете, даже… варенье!
Вообще, этот город навсегда останется
для меня Ленинградом. Я родился в Румынии,
был пионером, к Сталину мы относились
как к богу, спасшему мир от фашизма. И
роль таких героических городов, как
Ленинград, в той войне забыть невозможно.

Расскажите
о своем детстве. Ведь ваши родители тоже
были музыкантами?

– Совершенно
верно. Отец был пианистом и дирижером,
мама сочиняла музыку. Во время войны мы
жили в Бухаресте, ютились втроем в одной
комнате, и, конечно, поставить в ней еще
и пианино было невозможно. Но мне хотелось
заниматься музыкой, и в пять лет родители
подарили мне скрипку. Через три года я
уже участвовал в концертах вместе с
отцом, а к 12 годам стал сочинять сам. И
гораздо больше, чем классическая музыка,
меня привлекали джаз, фольклор. Они
давали больше свободы – так мне казалось.

В
Бухарест приезжали и великие исполнители
из Советского Союза – Рихтер, Коган,
Ойстрах. Так я открыл для себя русскую
классику. Впечатление она произвела
неизгладимое! Многокрасочная, в чем-то
импрессионистская русская классика
таит в себе яркую национальную особенность.
Послушайте Чайковского, композиторов
«Могучей кучки» – сколько у них звучит
ярких фольклорных мотивов! Я бы даже
сказал, что во многом русская музыка
перекликается с фразцузской и в чем-то
на нее повлияла.

В
фильмах, где звучит ваша музыка, снялось
множество звезд – Пьер Ришар, Луи де
Фюнес, Жан-Поль Бельмондо, Жерар Депардье
и т. д. Можно сказать, эти музыкальные
темы стали их визитной карточкой. А как
получилось, что вы попали в мир французского
кинематографа?

– К
23 годам я поселился в Париже. Приходилось
нелегко, на жизнь зарабатывал концертами,
поездил по всему миру. Так продолжалось
до тех пор, пока я не познакомился со
знаменитым Мишелем Леграном. В качестве
его помощника я проработал восемь лет.
Мы много ездили. Однажды перед гастролями
в Америку режиссер Ив Робер попросил
Мишеля написать музыку для фильма
«Блаженный Александр», но времени на
это у Леграна не оставалось. Тогда Мишель
предложил мои услуги. Так я сочинил
музыку к своему первому фильму. С тех
пор мы работали с Робером вплоть до его
кончины и создали немало лент, которыми
можно гордиться.

Насколько,
по-вашему, важна музыкальная тема для
фильма, особенно комедийного?

– Знаете,
на мой личный взгляд, в музыке кроется
самое важное в фильме. Мелодия, как сюжет
в книге, ведет повествование, в ней –
ритм фильма, стук его сердца, если хотите.
Ну а написать музыку к комедии – сложнее
всего. Мало кому из композиторов вообще
удавалась музыка, которая вызывает
улыбку. Разве что Россини, Моцарту, порой
Прокофьеву.

К
моему огромному сожалению, за последнее
столетие музыкальное искусство
регрессирует. Не могу назвать ни одного
выдающегося произведения, написанного
за последние десять-двадцать лет. Что
же касается солистов, то сегодня они
замечательно владеют техникой, но
больших имен нет.

Как
вам удается одинаково хорошо создавать
и легкую музыку, и серьезную? И саундтреки
к фильмам, и симфонические произведения,
и оперы?

– Мне
всегда очень хотелось совместить в
своем творчестве два качества: сделать
его популярным, понятным людям, но не
теряющим серьезности. В этом смысле,
что бы я ни делал, суть моего творчества
неизменна, будь то опера «Мариус и
Фанни», скрипичный концерт или музыка
для кино. Кстати, мелодии к фильмам
способны прекрасно существовать
самостоятельно, без «картинки». Так,
для «Бума» я написал песни, которые сами
по себе пользуются успехом.

Пока
готовилась к интервью, прочла, что вы
боитесь летать самолетами. Возможно ли
это, ведь вам столько приходится
гастролировать?

– О да! Я
боюсь самолетов. По железной дороге мне
ездить намного приятнее и безопаснее.
А главное – о многом можно подумать во
время пути. Вот и в Москву из Парижа я
прибыл на поезде. Помню, когда ехал на
гастроли в Петербург, зачитался мемуарами
Гектора Берлиоза. Там он очень увлекательно
повествует, как зимой две недели на
лошадях добирался в Россию.

Владимир,
вы неоднократно говорили, что ваша
родина – музыка. И все же, какую страну
вы считаете своим домом? Румынию или
Францию?

– Ни
ту ни другую. Хорошо мне только с
музыкантами, с которыми я могу выступать
в любой стране мира.

Какую
программу увидит сегодня в Государственном
Кремлевском дворце российский зритель?

– Это
программа из моих сочинений. В основном
аранжированная для симфонического
оркестра музыка к фильмам, которые очень
хорошо знают у вас: «Высокий блондин в
черном ботинке», «Игрушка», «Приключения
раввина Якова», «Папаши», «Бум» и другие.
В
концерте примут участие Российский
государственный симфонический оркестр
кинематографии (художественный
руководитель и главный дирижер –
народный артист России Сергей Скрипка)
и Государственная академическая хоровая
капелла России имени А. Юрлова
(художественный руководитель и главный
дирижер – заслуженный деятель искусств
России Геннадий Дмитряк).

Анна
КУЛИКОВА

#
«Мои документы» выдали 200 тыс. загранпаспартов
С прошлого августа  в офисах «Мои Документы» можно оформить  загранпаспорт на 5 лет.  К октябрю этого года сотрудники московских центров «Мои Документы» выдали ...
18 Октября в 15:18
#
Выходные в парках: музыка и благие дела
В ближайшие выходные в парках будет много музыки: от джаза и классики до бардовской песни. А еще лекции, осенние мастер-классы и отличные виды для осенних ...
17 Октября в 14:02